Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Константиновского муниципального района Амурской области

676980, Амурская область, с. Константиновка, ул. Константиновская, 31
телефон: +7 (41639) 9-13-48
e-mail: zaryaamura@gmail.com

"И один в поле воин,

коли по казачьи скроен"

. .

В школьных учебниках всякий раз, когда речь заходит о значительных событиях в истории российского государства, упоминается и о казаках. Как правило, говорится о них, как о свободолюбивых крестьянах, которые вынуждены были в XVI-XVII веках бежать от помещиков-крепостников на Дон, где обустраивались и постепенно превращались в служивый народ. А в XIX-XX веках народ этот, забыв о прошлых конфликтах с царями, становился их надёжной опорой. Но есть и другие версии происхождения казаков. Вместо беглых свободолюбивых крестьян появлялись вольные душегубы-разбойники, которые со временем обзаводились жёнами, хозяйством, и вместо грабежей начинали заниматься охраной государственных рубежей. Так что точное происхождение казаков неизвестно.

Определение казачества в различных источниках даётся по-разному. В широком смысле слово "казак" означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки - часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово "казак" означает нижний чин казачьих войск.

Но, самое главное, я думаю, не как казаки появились, а какими они стали. Беспощадные к врагам, в своей среде они были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что люди, часто смотрящие в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны - они философы и поэты в душе - часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к их соблюдению, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но, прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою - через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: "Если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки".

Они называли себя рыцарями Православия и не боялись смерти: "Не надо бояться смерти – от неё не убережёшься. Такова жизнь казачья". В пище были непритязательны. Про них не зря говорили: "Казаки як малые дети: дай много - всё съедят, дай мало - довольны будут". Добывали себе пропитание охотой и рыболовством, но больше всего ценили хлеб…

Чтобы застать неприятеля врасплох, выследить его, измотать до боя, могли терпеть крайние лишения, холод и голод, неделями просиживали в траве или камышах, не разводя огня и не имея горячей пищи. Чтобы сбить с толку неприятеля, обучались крикам зверей и птиц: могли лаять лисицей, выть волком, кричать филином так, что даже чуткое ухо татарина-степняка не могло различить эти звуки. А в бою, конечно, главными были стойкость, отвага и вера в победу. Не случайно при одном виде казаков бледнели кровожадные мусульманские полчища, захлёбывались от бессильной злобы и ярости католические полки.

Все эти черты, а также умение дружить и любить, почитать старших, несли в себе достоинство. Но были и недостатки, молва о которых дошла до наших дней: хотя пьянство считалось серьёзным пороком, казаки любили, вернувшись из похода, шикануть да гульнуть. А уж в пьяном бреду бахвальству их зачастую не было предела. Может, это потому, что в походе действовал строжайший сухой закон. Вот и старались не пропустить короткую минуту отдыха.

Слово главы семьи всегда было законом для всех её членов. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени-отчеству. К незнакомому казаку женщина обращалась "мужчина". Слово "мужик" считалось оскорбительным. Между собой на людях супруги вели себя очень сдержанно, даже отчужденно. Казак к незнакомой женщине, старшей по возрасту, всегда обращался: "мамаша", "тётенька", к равной по возрасту - "сестра", к младшей - "дочка". К жене смолоду - по имени, а к старости - "мать" или по имени-отчеству.

Женщины в общине имели широкие права и в обиду себя не давали. Казачки так же, как и казаки, умели стрелять, скакать верхом на лошади, а при случае и шашкой поработать. Но основными занятиями их были содержание дома и воспитание детей, поддержание обычаев и традиций.

В целом казачий характер - это феномен, который сумел пережить все превратности и изменения времени и стать неотъемлемой частью современного Российского казачества, которое сегодня продолжает служение Отечеству так же, как и когда то служили ему наши предки. Именно этот характер и обеспечил казакам возможность сохранить свое наследие в годы гонений, а сегодня именно он помогает приумножать историю и культуру казачьего народа новыми подвигами и достижениями. Слава Богу, что мы – казаки!

Автор: Александр Леуш, студент 4 курса Амурского казачьего колледжа.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 55

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
ОБСУЖДЕНИЕ НА FACEBOOK
КОММЕНТИРОВАТЬ

Captcha
 

МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика